Тревога у людей с аутизмом
У людей с аутизмом в два раза чаще, чем у нейротипичных представителей популяции, диагностируется тревожное расстройство. Далеко не все люди с аутизмом, имеющие тревожные расстройства, диагностированы. Причина этому - коммуникативные нарушения, обусловленные диагнозом, и отсутствие возможности выражать абстрактные понятия (такие, как чувства, эмоции, мысли).
Из диалога с учеником:
Ярик: А что такое тревога?
Даша: Это такое состояние, когда ты чувствуешь себя неспокойно, взбудораженно. У тебя бывает такое?
Ярик: Да, бывает.
Даша: Как ты с этим справляешься?
Ярик: С тревогой я справляюсь: гуляю и чем-нибудь занимаюсь. Так и успокаиваюсь.
Может ли тревожность приводить к поведенческим проблемам?
Тревожность скорее повышает вероятность, что ситуация приведет к поведенческим проблемам, но она не является непосредственной причиной поведения. Очень часто это объясняет, почему некоторые дети прекрасно справляются с ситуацией в один день, но не в другой: их тревожность была повышенной.
На занятиях со школьниками мы уделяем большое внимание работе с навязчивым и обсессивно-компульсивным поведением, которое становится преградой в обучении ребят.
Отследить динамику помогает тестирование VB-MAPP, раздел преград обучения.
3 практических совета:
1. Для многих ребят предсказуемость помогает справится с тревогой. Всевозможные визуальные подсказки: планеры, расписания, картинки, списки.
2. Суть в том, что сама жизнь непредсказуема. Для ребенка, чье благополучие зависит от ритуалов и маршрутов, сложно спокойно принять отступление от задуманного плана, порой известного только самому ребенку.
Помогайте ребенку принимать новые правила, создавая для него различные «проблемки». Они должны быть маленькими, еле заметными, но они будут десенсибилизировать ребенка к ситуациям, которые могут вызвать панику. Будьте рядом, проявляйте сочувствие, учитесь находить компромиссы.
3. Не обесценивайте тревожные состояния ребенка. Если произошла ситуация, к которой ребенок еще не был готов, проявите эмпатию, скажите ребенку, что вы его понимаете, что это действительно неприятная ситуация. Выслушайте, не делая оценок (повторяйте и перефразируйте слова ребёнка, тем самым показывая, что вы его понимаете).
Проект реализуется при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области»
21.11.2024 | АВА-центр |