Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Как помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным


фото

В погоне за речью важно уделять внимание и социально-бытовым навыкам ребенка. Многие ошибочно полагают, что ребенок с РАС может "догнать" сверстников по самостоятельности спустя время. К сожалению, это не всегда так.

Как помочь своему ребенку с аутизмом быть более независимым и самостоятельным в будущем, если ему сейчас 3 года?

Важно понимать, что в мире существуют ребята, которые так и не научились ходить в туалет, на унитаз. Родители, отдав ребенка в детский сад, надеятся, что малыш начнет подражать сверстникам и навыки самообслуживания появятся сами собой. Время идет, а подросток так и не начинает переодеваться самостоятельно, помогать накрывать на стол и следить за своим внешним видом.

Кто-то не может отдать ребенка в школу лишь потому, что несмотря на хороший уровень академических навыков, ребенок просто не может самостоятельно перемещаться по школе.

Итак, ребенку 3 года. Сфокусируйтесь на простых и повседневных вещах, навыках самообслуживания: переодевание, навыки приема пищи, умывание, чистка зубов, мытье рук. Минимальная уборка своего игрового места, простые поручения о помощи: что-то принести/убрать.

Вы можете сталкиваться с сопротивлением со стороны ребенка. Истерики, крики, затяжной плачь и даже агрессия. Тут поможет исключительно рутина и понятные для ребенка подсказки, ведь мы помним, что ребенок может не понимать обращенную речь, не понимать указательный жест, а ваше приближение вообще расценивать как опасность.

Отсюда вытекает еще один очень важный пункт - понять потребности своего ребенка. Адекватно оценить его сильные и слабые стороны, уровень его навыков. И исходя из потребностей ребенка ставить цели.

"Сейчас ему 3. Его руки постоянно заняты какими-то детальками, игрушками. Он совершенно не умеет и не хочет учиться переодеваться. Как только я пробую забрать детальки, чтобы он натянул на себя штаны, ор стоит на всю квартиру."

а) Учимся расставаться с игрушками: нормально реагировать, когда мама трогает вещь и забирает ее на 1 секунду, 5 секунд, 10 секунд.

б) Добавляем требование в момент расставания с игрушкой: например, натянуть штанишки после туалета, когда они находятся чуть ниже колен. Когда у ребенка начнет получаться, штанишки опущены все ниже и ниже.

в) Анализируем цепочку переодевания и обучаем маленькими шагами, поощряя ребенка за старания.

Для каждого человека понятие «самостоятельность» раскрывается по-своему. Для детей разработаны примерные возрастные критерии оценивания навыков самообслуживания, по которым и вы можете в домашних условиях оценить умения своего ребенка, чтобы подобрать для него функциональные цели для обучения.

Обзор инструментов для оценки социально-бытовых навыков ребенка можно найти ЗДЕСЬ

Проект «Я могу: социализация и обучение жизненно-важным навыкам детей с РАС» реализуется с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Подробнее о проекте

11.11.2024 | АВА-центр |