Как помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным
В погоне за речью важно уделять внимание и социально-бытовым навыкам ребенка. Многие ошибочно полагают, что ребенок с РАС может "догнать" сверстников по самостоятельности спустя время. К сожалению, это не всегда так.
Как помочь своему ребенку с аутизмом быть более независимым и самостоятельным в будущем, если ему сейчас 3 года?
Важно понимать, что в мире существуют ребята, которые так и не научились ходить в туалет, на унитаз. Родители, отдав ребенка в детский сад, надеятся, что малыш начнет подражать сверстникам и навыки самообслуживания появятся сами собой. Время идет, а подросток так и не начинает переодеваться самостоятельно, помогать накрывать на стол и следить за своим внешним видом.
Кто-то не может отдать ребенка в школу лишь потому, что несмотря на хороший уровень академических навыков, ребенок просто не может самостоятельно перемещаться по школе.
Итак, ребенку 3 года. Сфокусируйтесь на простых и повседневных вещах, навыках самообслуживания: переодевание, навыки приема пищи, умывание, чистка зубов, мытье рук. Минимальная уборка своего игрового места, простые поручения о помощи: что-то принести/убрать.
Вы можете сталкиваться с сопротивлением со стороны ребенка. Истерики, крики, затяжной плачь и даже агрессия. Тут поможет исключительно рутина и понятные для ребенка подсказки, ведь мы помним, что ребенок может не понимать обращенную речь, не понимать указательный жест, а ваше приближение вообще расценивать как опасность.
Отсюда вытекает еще один очень важный пункт - понять потребности своего ребенка. Адекватно оценить его сильные и слабые стороны, уровень его навыков. И исходя из потребностей ребенка ставить цели.
"Сейчас ему 3. Его руки постоянно заняты какими-то детальками, игрушками. Он совершенно не умеет и не хочет учиться переодеваться. Как только я пробую забрать детальки, чтобы он натянул на себя штаны, ор стоит на всю квартиру."
а) Учимся расставаться с игрушками: нормально реагировать, когда мама трогает вещь и забирает ее на 1 секунду, 5 секунд, 10 секунд.
б) Добавляем требование в момент расставания с игрушкой: например, натянуть штанишки после туалета, когда они находятся чуть ниже колен. Когда у ребенка начнет получаться, штанишки опущены все ниже и ниже.
в) Анализируем цепочку переодевания и обучаем маленькими шагами, поощряя ребенка за старания.
Для каждого человека понятие «самостоятельность» раскрывается по-своему. Для детей разработаны примерные возрастные критерии оценивания навыков самообслуживания, по которым и вы можете в домашних условиях оценить умения своего ребенка, чтобы подобрать для него функциональные цели для обучения.
Обзор инструментов для оценки социально-бытовых навыков ребенка можно найти ЗДЕСЬ
Проект «Я могу: социализация и обучение жизненно-важным навыкам детей с РАС» реализуется с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
11.11.2024 | АВА-центр |