Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Различие между карточками PECS и визуальным расписанием


фото

Перед тем, как пойти в магазин, пишете ли вы список продуктов? Или, может быть, в ежедневнике составляете план дел на день, неделю, месяц? Кто-то называет это инструментом тайм-менеджмента. В прикладном анализе поведения есть другой термин – визуальная поддержка. Это понятие намного шире обычного списка, и включает в себя всевозможные дорожные указатели, таблички с названиями улиц, схемы по сборке мебели, календари, стикеры с иностранными словами, которые вы хотите выучить, и приклеиваете рядом с рабочим местом…Все то, что помогает нам наглядно ориентироваться в пространстве и времени.

У большинства детей с аутизмом визуальное восприятие хорошо развито, ориентируясь на него, педагоги и родители могут выстраивать общение с ребенком, помогать ему обучаться новому и закреплять полученные навыки визуальными подсказками. О различиях между PECS (альтернативной системой коммуникации с помощью карточек) и визуальным расписанием расскажет специалист АНО «АПЦ РАСсвет» Елена Михеева в рамках информационного марафона проекта «Скорая помощь для детей с аутизмом и их семей».

- PECS – это английская аббревиатура, она переводится, как «коммуникационная система обмена изображениями». Это альтернативный способ общения, в котором вместо слов люди передают друг другу карточки с картинками. PECS вводят в обучение детей, у которых есть трудности с речью. Визуальное расписание также может иметь форму карточек, но его цель не создание коммуникации, а помощь в конкретном деле: выполнении задания, гигиенической процедуры, вроде мытья рук, чистки зубов и т.п., - объясняет Елена Михеева. – В центре мы вводим визуальное расписание в работу с каждым воспитанником. Это делает ребенка более самостоятельным, помогает ему перейти от одного вида деятельности к другому, независимо от того, есть ли с ним рядом кто-то или нет.

Также визуальное расписание снижает уровень тревожности у детей с аутизмом. Обычный календарь, в котором картинками или надписями отмечены предстоящие мероприятия: занятия, посещение врача, бассейна, приход гостей или поездка в игровой центр, предупреждает волнение о неизвестности в будущем. Сверяясь периодически со своим расписанием (здесь важно, чтобы оно всегда было в свободном доступе – месте, где его легко можно увидеть), ребенок успокаивается. Тот же визит к стоматологу или поездка отца в командировку уже не станут неприятной неожиданностью для него.

- Дети с высоким уровнем развития навыков в старшем возрасте могут составлять себе расписание на день сами, что тоже способствует их самостоятельности. Конечно, в любом распорядке возможны непредвиденные изменения: кто-то заболел, встреча перенеслась, закрылся на карантин бассейн. Если ребенок лишается чего-то приятного, он может сильно расстроиться, кричать, раскидывать вещи. Чтобы смягчить эмоциональный взрыв, научить толерантности, нужно всегда иметь альтернативу. Не можем пойти на занятия сегодня? Пойдем кататься на самокатах, или с горки на санках, или заменим занятия на другое приятное для ребенка времяпровождение,- говорит Елена.

- У меня с собой всегда есть прицепленные на металлическое кольцо ламинированные карточки с различными вариантами событий. Если я с ребенком еду в гости, и по дороге мне приходит сообщение, что на почту пришла посылка и ее нужно забрать, я показываю карточку с изображением почты сыну, и объясняю, что сейчас мы заедем за посылкой, а потом все равно поедем в гости, как собирались. В этом случае сын не расстраивается и не пугается изменения нашего маршрута, - добавляет Елена.

Для того чтобы научить ребенка не бояться изменений в расписании, Елена советует использовать карточку «сюрприз»: устанавливать карточку с изображением подарочной коробки с бантом в обычный распорядок дня. Когда наступает время сюрприза, ребенок получает какой-то приятный мотивационный стимул: любимую игру, музыку, мультфильм и т.п. Со временем изменения в расписании не будут ассоциироваться с чем-то пугающим.

- Визуальное расписание помогает освоить новые навыки. Оно пошагово иллюстрируют, что нужно сделать ребенку, напоминает о каждом этапе. Хочу особо отметить, что изображения на карточках лучше делать обобщенными, а не конкретными. Но это зависит от уровня развития навыков ребенка. С карточками PECS тоже самое. Допустим, ребенок любит печенье, у него должна быть карточка с изображением любимого лакомства. Лучше всего, если это будет картинка с миской с разными видами печенья. Но если у ребенка есть трудности с обобщением, и он не понимает такое изображение, придется ввести в занятия фото с конкретным печеньем, которое он постоянно ест, - рассказывает Елена.

Карточки PECS и карточки визуального расписания могут содержать одинаковые символы, например, картинка с бассейном может быть и в расписании, и в папке PECS для построения фразы: «я хочу в бассейн». Поэтому, чтобы не путать ребенка лучше делать карточки для расписания и для общения разных размеров.

- Когда к нам в центр приходит новый воспитанник, мы тестируем его навыки, и проверяем, насколько развита у него имитация, визуальное восприятие. Если последнее развито выше, начинаем вводить карточки PECS в работу. Кстати, по статистике зарубежных исследований, 70% детей начинают говорить после введения в занятия карточек PECS. То есть изначально ребенок может не использовать речь совсем. На первых этапах во время обмена карточками только педагог проговаривает то, что изображено на картинке, затем постепенно он мотивирует ребенка произносить звуки, слоги, фразы (в зависимости от возможностей), отображающие карточки. В «РАСсвете» Игорь и Ника пользуются карточками PECS для расширения фразовой речи, - делится опытом Елена.

Как уже было отмечено выше, карточки PECS отличаются от визуального расписания своей целью: главная задача альтернативной системы коммуникации – помочь ребенку спонтанно комментировать происходящее вокруг. Не только различать картинки и выдавать запросы: я хочу пить, в туалет, смотреть мультфильм и т.п., хотя и это, безусловно, важно. Не только отвечать на обращенные к нему вопросы, но свободно общаться и инициировать общение, делиться мнением, рассказывать о своих чувствах. Однако таких результатов достигают далеко не все дети.

- Самый «продвинутый» пользователь PECS в «РАСсвете» - 8-летний Ваня. Мальчик находится на VI этапе освоения альтернативной системы коммуникации, составляет предложения, расширяет свой репертуар за счет карточек «я вижу», «я слышу», «я чувствую». Он, как и другие дети, начинал с бумажных карточек, а сейчас кроме того пользуется специальной программой на планшете. В ней заложено около 600 различных картинок. Использовать гаджеты удобно, когда запас карточек в альбоме становится большим, когда ребенок уже подрос – согласитесь, подросток будет органичнее смотреться в школе с электронным планшетом, а не бумажным. Однако в домашних условиях бумажный аналог вполне сгодится, - говорит Елена Михеева.

Проект «Скорая помощь для детей с аутизмом и их семей» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

25.11.2020 | Скорая помощь |