Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Успехи Влада


фото

Первый год жизни ребенка для его семьи наполнен маленькими чудесами: первый раз улыбнулся, начал гулить, вот он пополз, встал, сделал самостоятельный шаг. Чадо растет, и родительские ожидания в его адрес тоже, согласитесь, никто не будет умиляться, глядя, как трехлетка просто сидит за столом и пьет из кружки воду. Но родители детей с особенностями развития знают, что даже самые простые самостоятельные действия их ребенка – это большой труд и счастье. Научить ребенка с аутизмом спокойно сидеть за столом, держать кружку, глотать воду – это целое дело. Здесь на помощь родителям приходит АВА-терапия, её методика направлена на системный подход в обучении и правильный выбор поощрения. Каждый навык раскладывается по частям, затем из них формируется единая поведенческая цепочка. Выполнив инструкцию, ребенок получает то, что он очень сильно желает. Эта схема применима ко всем навыкам: приучения к туалету, мытья рук, одеванию, потреблению пищи и т.д. Сегодня в рамках информационного марафона о методах прикладного анализа поведения расскажем на примере занятий с 8-летним воспитанником адаптационно-педагогического центра «РАСсвет» Владом.

Влад посещает занятия АВА-терапии третий год, по запросу родителей сотрудники центра обратили внимание на неприемлемое поведение мальчика во время приема пищи: он не сидел подолгу на одном месте, вскакивал и убегал из-за стола, выплевывал еду, даже если хотел кушать, выплевывал питье. Это типичный пример самостимулятивного поведения – когда ребенок получает удовольствие от каких-то ощущений, и повторяет их снова и снова.

Мы подключили жетонную систему поощрений во время кормления. Давали жетоны за самые простые действия: сел за стол – получил жетон, взял ложку сам – снова жетон. Еду Владу давали ту же, что он ест обычно дома: хлопья с молоком, сырники и т.п. Не заставляли есть, когда мальчик уже был сыт, но и не давали встать из-за стола, пока жетоны не собраны. Скажем, устанавливали сразу условие – съесть 3 ложки самостоятельно и чисто. Если видели, что Влад собирается выплюнуть еду, напиток, блокировали эти действия - отводили от него чашку, кружку, – рассказывает Вероника Артамонова, сотрудник АНО «АПЦ РАСсвет». – Постепенно от жетонов мы ушли, и теперь Влад ест без них. Кроме того, мальчик научился пользоваться бумажной салфеткой. Если замарается, вытирает себе лицо. Салфетку кладем сразу рядом с тарелкой. Сейчас работаем над тем, чтобы Влад выкидывал грязную салфетку в урну.

Навык очищать салфеткой лицо оказался полезным и в других случаях. Влад вытирает бумажным платочком нос, когда у него выделяется носовая слизь после плача или чихания. А еще мальчик учится сморкаться. Пока он находится на начальном этапе освоения навыка.

Учим дуть Влада на кусочек ваты ртом. В зависимости от реакции ребенка на различные раздражители, можно задувать свечки, дуть в свистульки. Но Влад не любит громкие звуки, поэтому мы выбрали безобидную вату. Следующий шаг – поднести к лицу ребенка поднос с ватой и на выдохе прикрывать ему рот ладошкой, чтобы он выдыхал носом. Когда этот этап будет успешно пройден, можно попеременно закрывать то одну, то другую ноздрю на выдохе. Затем нужно учить ребенка самостоятельно закрывать ноздри, и в конце уже выполнять все действия с платком, - описывает последовательность в обучении навыка Вероника Артамонова.

У Влада есть проблемы с пониманием обращенной к нему речи, он быстро и часто переключается с одного на другое, и забывает, что нужно сделать, то есть удержать его внимание на занятии сложно. Визуальные подсказки, как показал опыт, тоже малоэффективны для мальчика. Поэтому, в обучении инструкторы в основном используют физические подсказки. Как, например, работа с навыком мытья рук.

Влад выполняет всю цепочку, но иногда забывает какой-то этап. Как только видим, что есть заминка в процессе, даем ребенку физическую подсказку – направляем его руки куда надо. Также у мальчика есть нежелательное поведение при мытье рук: если он видит губку, мыло или другой предмет на раковине, хватает и швыряет его прочь. Поэтому мы заранее следим, чтобы ничего лишнего на раковине не было, а кусковое мыло заменили жидким, огромный флакон не так-то просто быстро схватить и выкинуть. Есть еще одна причина, по которой мы перешли на жидкое мыло. Влад любит иногда экспериментировать со вкусом – видит кусковое мыло и пытается его облизать. Может, его привлекает цвет, может, запах. В любом случае, это поведение проще предупредить, заблокировать, - говорит Вероника Артамонова.

Влад уже научился самостоятельно расчесываться и сейчас осваивает другие навыки: застегивать молнию на одежде, надевать шапку по инструкции. Как бы трудно ни было ребенку, он с удовольствием идет на занятия. А это уже половина успеха.

На занятиях в «РАСсвете» Влад участвует в проекте десенсибилизации, открытом благодаря поддержке Благотворительный фонд Владимира Потанина. Ребенка учат спокойно проходить осмотр и лечение у стоматолога. Из-за нежелательного поведения в кабинете врача, в прошлом Владу лечили зубы под медикаментозным сном. Сейчас ему снова требуется осмотр стоматолога.

- Влад даже на кресле спокойно не мог усидеть. Поэтому в начале обучения мы усаживали его на кушетку, чтобы он привыкал. Затем, используя стоматологическое зеркало, мы постепенно приближали его ко рту ребенка. Пока навык до конца не освоен. На следующих этапах нужно ввести в манипуляции перчатки, белый халат и другие стоматологические инструменты, удлинить время осмотра. Но первые шаги уже сделаны, - рассказывает Екатерина Родыгина, руководитель АНО «АПЦ РАСсвет».

Проект информационного марафона реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

11.11.2020 | Скорая помощь |