Иркутск, Байкальская ул., 234В/2

Самостоятельный ребёнок


фото

В конце сентября на YouTube-канале АНО «АПЦ РАСсвет» прошел вебинар о методах обучения детей с аутизмом бытовым навыкам и гигиене. Тема оказалась настолько актуальной, что времени ответить на все вопросы участников онлайн-семинара не осталось. В октябре в «РАСсвете» стартует новый проект, заручившийся поддержкой Фонда президентских грантов «Скорая помощь для детей с аутизмом и их семей». В его рамках мы открываем информационный марафон, в ходе которого регулярно будем публиковать статьи о развитии специальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). И первая тема нашего марафона станет продолжением сентябрьского вебинара: то, о чем чаще всего спрашивали родители и педагоги - «навыки самообслуживания».

Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок был самостоятельным – сам раздевался-одевался, кушал ложкой, держал кружку, убирал за собой посуду со стола, умывался, расчесывался, чистил зубы, ходил в туалет без напоминания и тому подобные важные мелочи, из которых строится повседневный быт. И если нейротипичные дети учатся базовым вещам, наблюдая за взрослыми и подражая им, то у детей с РАС зачастую отсутствует мотивация и имитация, а проблемы с мелкой и крупной моторикой и боязнь неудачи только осложняют процесс обучения.

Специалисты ABA-терапии (метод коррекции поведения, основывается на принципах поведенческого анализа) рекомендуют перед началом обучения ребенка какому-то навыку составить четкий план действий, подготовить все нужные предметы, смоделировать ситуацию. Например, чтобы научить ребенка мыть руки, нужно расписать всю цепочку действий: зайти в ванную, закатать рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, намылить руки, положить мыло, потереть руки, смыть мыло с рук под водой, закрыть кран, взять полотенце, вытереть полотенцем руки, откатать рукава. Эти подробности нужны, чтобы скорректировать поведение ребенка, и научить его выполнять все самостоятельно и в правильной последовательности. Стоит понаблюдать, какие из этих шагов ребенок может выполнить, а какие требуют подсказки и помощи. От уровня развития ребенка зависит то, какие подсказки ему понадобятся – поэтапные сюжетные картинки над раковиной или физическая помощь рука в руке.

Не рекомендуется торопить ребенка и перегружать его лишней информацией, все подсказки должны быть четкими. Когда у ребенка сформируется самостоятельный навык, важно закрепить и обобщить его, то есть, пробовать тот же набор действий в разных местах. Если брать пример с мытьем рук, то можно практиковать этот навык в гостях, уборных кафе, детсадах и школах. Те, кто находятся рядом с ребенком и помогают ему, должны придерживаться одного плана: родители, бабушки с дедушками, воспитатели, тьюторы должны работать по одной схеме, чтобы навык закрепился.

- Нужно подумать и о системе поощрений. Что станет для ребенка стимулом повторять снова и снова непонятные или даже неприятные ему действия? Социальная похвала - «Молодец, у тебя все получается!», «Ты правильно сделал», «Я тобой горжусь!» может не сработать сразу. Стоит попробовать в качестве поощрения вкусные перекусы: фрукты, печенье, конфеты (необязательно скармливать сразу килограмм сластей за одну цепочку действий, достаточно небольшого кусочка). Или выдавать любимую игрушку, включать мультфильм или читать книгу, главное, чтобы доступ к ним появлялся лишь после отработки навыка. Возможно, ребенка больше порадуют тактильные и сенсорные ощущения: щекотка, поглаживание по спине, кружение в объятиях, прыжки на батуте, качание на качелях, закутывание в плотное одеяло, включение определенной музыки или диско шара. Чтобы понять, чего больше всего хочет ребенок, нужно заранее протестировать его на мотивационные стимулы, - объясняет Екатерина Никулина, куратор «АПЦ РАСсвет».

Возможны и такие ситуации, когда ребенок, несмотря на поощрение, может отказаться делать то, о чем вы его попросили, устроить истерику. Близким людям бывает сложно реагировать спокойно на бурное проявление эмоций ребенка. Но чтобы не подкреплять негативное поведение, нужно оставаться нейтральным на любые выпады и продолжать делать начатое до конца.

- Еще одно немаловажное условие – положительный настрой, радоваться любому успеху ребенка. Если возникают затруднения в выполнении какого-то действия в цепочке, нужно задуматься об их причине. Может быть, стоит разбить задачу еще на несколько маленьких этапов, или поменять вид подсказки и время ее подачи. Но самое главное – продолжать верить в ребенка, - утверждает Екатерина Никулина.

Подробнее об отработке навыков самообслуживания вы можете почитать на следующих ресурсах:

Сайт Фонда "Выход"

Полезная литература

Фото Л. Лось и из личных архивов сотрудников "АПЦ РАСсвет"

09.10.2020 | Скорая помощь |